ОВД информирует
Если Вы стали свидетелем, очевидцем факта совершенного преступления или административного правонарушения, то необходимо обратиться в ОВД по специальной линии «102» или в ОДС ОВД администрации Железнодорожного района г.Гомеля по телефонам 50-94-04, +375255382502 (Life), +375296082502 (А1), +375336802502 (МТС).
Информация
ООПП Железнодорожного РОВД г.Гомеля предупреждает о недопустимости нарушения использования воздушного пространства
Анализ оперативной обстановки свидетельствует о возросшем количестве нарушений установленного порядка использования воздушного пространства.
В г.Гомеле и Гомельской области зарегистрировано свыше 15 фактов нарушений порядка использования воздушного пространства при выполнении полетов на воздушных судах сверхлегкой авиации и беспилотными летательными аппаратами. К виновным нарушителям применены меры административного воздействия.
Незаконные полеты беспилотных летательных аппаратов совершались и над критически важными объектами, в местах массового скопления людей, что создают немалую угрозу общественной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Остается актуальной проблема небезопасных полетов на воздушных судах сверхлегкой авиации. Отдельные полеты осуществлялись на самодельных летательных аппаратах лицами, не имеющими пилотского свидетельства, грубо нарушалась техника пилотирования, что привело к гибели пяти человек.
В сентябре 2023 года принят Указ Президента Республики Беларусь «О государственном учете и эксплуатации гражданских беспилотных летательных аппаратов».
Документ направлен на обеспечение национальной и общественной безопасности, регламентирование порядка государственного учета гражданских беспилотных летательных аппаратов и авиамоделей, а также их использование. Правилами использования воздушного пространства Республики Беларусь определены нормы, по которым можно использовать воздушное пространство. И эти нормы свидетельствуют о разрешительном порядке использования воздушного пространства. Соответствующее разрешение необходимо получить у органов единой системы организации воздушного движения, которые подразделяются на две составляющие — военные и гражданские. Установлен запрет для физических лиц на ввоз на территорию Республики Беларусь, хранение, оборот, эксплуатацию и изготовление гражданских беспилотных летательных аппаратов, разрешается только либо организациям, либо индивидуальным предпринимателям для осуществления профессиональной деятельности.
В настоящее время на законодательном уровне за нарушения в указанной сфере рассматривается вопрос ужесточения ответственности вплоть до установления уголовной, применения конфискации летательного аппарата как предмета правонарушения.
ООПП Железнодорожного РОВД г.Гомеля
08.02.2024 09:40
Мир вступил в стадию кардинальных экономических, общественных, военно-политических и иных изменений. Стремление ряда стран использовать силовые методы, давление, экономические и ресурсные преимущества для продвижения своих интересов, остается источником напряженности. Законодательством Республики Беларусь предусмотрена уголовная ответственность за преступления против нашего государства и порядка осуществления власти и управления.
Ниже приведены основные статьи и ответственность за совершение преступлений вышеуказанной категории.
Статья 356 «Измена государству» — наказывается лишением свободы на срок до двадцати лет со штрафом или без штрафа.
Статья 357 «Заговор или иные действия, совершенные с целью захвата государственной власти» — наказываются лишением свободы на срок до двадцати пяти лет, или пожизненным лишением свободы, или смертной казнью.
Статья 359 «Акт терроризма в отношении государственного или общественного деятеля» — наказывается лишением свободы на срок до двадцати пяти лет, или пожизненным лишением свободы, или смертной казнью.
Статья 3611 «Создание экстремистского формирования либо участие в нем» — наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок до шести лет.
Статья 3614 «Содействие экстремистской деятельности» — наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до семи лет.
Статья 362 «Убийство сотрудника органов внутренних дел, военнослужащего» — наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати пяти лет, или пожизненным лишением свободы, или смертной казнью.
Статья 363 «Сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу, охраняющим общественный порядок» — наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до семи лет.
Статья 364 «Насилие либо угроза применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел» — наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до семи лет.
Статья 367 «Клевета в отношении Президента Республики Беларусь» — наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до шести лет.
Статья 368 «Оскорбление Президента Республики Беларусь» — наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.
Статья 369 «Оскорбление представителя власти» — наказывается штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет со штрафом, или лишением свободы на тот же срок со штрафом.
Статья 3693 «Публичные призывы к организации или проведению незаконных собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации или пикетирования либо вовлечение лиц в участие в таких массовых мероприятиях» — наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.
Статья 370 «Надругательство над государственными символами» — наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
Субъектами профилактики принимаются все возможные меры по формированию негативного отношения общества к домашнему насилию, в том числе против половой свободы и половой неприкосновенности, выявлению и устранению причин и условий, ему способствующих.
За совершение преступлений в сфере домашнего насилия, в т.ч против половой свободы и половой неприкосновенности предусмотрена как уголовная и административная ответственность.
Уголовная ответственность:
Статья 139 «Убийство» — наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати пяти лет, или пожизненным заключением, или смертной казнью;
Статья 147 «Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения» — наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет;
Статья 186 «Угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества» — наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок;
Статья 154 «Истязание» — наказывается ограничением свободы на срок от одного года до трех лет со штрафом или без штрафа, или лишением свободы на срок от одного года до пяти лет со штрафом или без штрафа;
Статья 153 «Умышленное причинение легкого телесного повреждения» — наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом;
Статья 166 «Изнасилование», Статья 167 «Насильственные действия сексуального характера» — наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет;
Статья 168 «Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста» — наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет;
Административная ответственность:
Ст.10.1 «Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания» — наказывается наложением штрафа в размере от 10 до 30 б.в., или общественные работы, или административный арест.
Обеспечение безопасности пожилых граждан – одна из главных задач, стоящих перед государственными органами. Люди старшего поколения в силу своего возраста и состояния здоровья могут стать более доступным объектом совершения преступлений. Любая общность должна уважительно относиться к старикам, которые вырастили, воспитали, защищали своих детей, передают им свой жизненный опыт. Поэтому безопасности пожилых людей уделяется особое внимание.
В последнее время в республике участились случаи совершения краж и мошеннических действий в отношении пожилых граждан. Как правило, преступники под предлогом продажи (покупки) различных товаров, вещей и продуктов питания, представляясь работниками службы социальной защиты населения, медицинскими работниками и другими лицами, проникают в жилища одиноких пенсионеров, где, воспользовавшись их доверчивостью, совершают хищения денег, золотых изделий и иных мелкогабаритных ценных вещей.
Данные преступления вызывают сложность в раскрытии, т.к. в силу преклонного возраста многие потерпевшие не могут детально описать внешность преступников, составить их субъективный портрет либо опознать по имеющимся учетам.
В целях профилактики преступлений, совершаемых в отношении лиц пенсионного возраста, рекомендуется:
— укрепить дверь квартиры, оборудовать ее глазком, цепочкой, задвижкой. Желательно, чтобы дверь открывалась наружу;
— оборудовать квартиру охранной сигнализацией, в том числе кнопочной;
— если Вы живете один, то не следует распространяться об этом в кругу малознакомых людей, договариваться о встрече с неизвестными лицами у себя дома;
— не входить в лифт с подозрительным лицом, лучше пропустить и дождаться другого лифта, а если попутчик уже вошел в кабину, то повернитесь к нему лицом и следите за его поведением;
— закрывать квартиру, даже в случае ее оставления на несколько минут;
— не оставлять ключи в легко¬ доступных местах;
— не оставлять незнакомых лиц и случайных посетителей одних в квартире;
— не открывать дверь в квартиру (дом) незнакомым, в том числе представившимся сотрудниками различных социальных (коммунальных) служб. Часто преступников впускают когда они представляются знакомыми родственников или их товарищами. Иногда злоумышленник входит в доверие, просит принести бумагу и ручку, чтобы оставить записку соседям. Особенно изобретательны в этой отношении женщины, которые под предлогом попить воды, перепеленать ребенка или представившись работниками социальных служб, входят в Ваш дом и уносят вещи. В любом случае не нужно стыдиться попросить у посетителей предъявить документы. Более того, даже после предъявления документов, не спешить открывать незнакомцам двери. Не лишним будет позвать соседей, позвонить в соответствующие учреждения и поинтересоваться, направляли ли они своего сотрудника и как его фамилия, либо сообщить по телефону «102» о пришедших «посетителях»;
— если незнакомые лица под видом социальных работников все же зашли в квартиру, необходимо закрыть дверь, постоянно находиться в том месте, где хранятся деньги; потребовать от пришедших предоставить подтверждающие документы; предложить связаться по телефону «102» с представителями органов внутренних дел для подтверждения правомерности их действий.
— не хранить денежные средства в шкафах с бельем, исключить возможность обнаружения денег посторонними лицами при беглом осмотре квартиры; хранить крупные суммы денег в банках;
— не будьте излишне доверчивы при предоставлении своего жилья квартирантам, случайным знакомым.
Обращаем внимание, что сотрудники оперативно-дежурных служб («102») при поступлении каждого такого сообщения по месту жительства пенсионера направляют наряд ОВД для проверки визитеров.
На территории области и в целом – республики имеют место случаи обмана пожилых людей. Дни получения пенсии становятся и днями активности мошенников.
Злоумышленники выслеживали пенсионеров в сберегательных кассах, в отделениях связи и около банкоматов: заметив, что человек получил на руки пенсию или обменял деньги, они тут же становились тенью своей потенциальной жертвы. А далее все происходило до банального просто: выбрав удобный момент, один из мошенников, который шел перед стариком, терял кошелек с деньгами.
В том случае, если пенсионер поддавался на уловку и находил якобы потерянный капитал, к нему сразу же подходил другой мошенник и предлагал поделить по-братски дармовые деньги.
Пока человек колебался, что делать дальше, на горизонте вновь появлялся владелец кошелька. Последний разыгрывал следующую сцену: пересчитав содержимое кошелька, он сразу же набрасывался с претензиями на старика, дескать, тот успел присвоить часть утерянных денег. Словесные оправдания «обиженный» хозяин кошелька не принимал и требовал показать всю наличность, которую имел при себе пенсионер.
Растерянному человеку ничего не оставалось, как согласиться и отдать на руки мошеннику свои деньги. Чего, собственно говоря, злоумышленники и добивались: во время пересчета им удавалось отвлечь внимание своей жертвы и завладеть несколькими купюрами.
Возвращая потерпевшему часть его денег, наглецы сразу же ретировались с места происшествия. У своих жертв проходимцы, похищали значительные для жертв суммы.
Советы, которые помогут избежать гражданам подобных противоправных действий:
— в дни получения пенсии посещать почтовые отделения, сбербанки и банкоматы с родственниками или людьми, которым доверяют;
— получив пенсию пересчитывать деньги незаметно для окружающих;
— выходя, обращать внимание на окружающих, которые идут следом. Не вступать в беседу с ними;
— не поддаваться на их предложения, так как они, скорее всего, обманны;
— не верить, что «задарма» можно обогатиться и приумножить ту сумму, которая получена законно;
— не теряться, если найден чей-то кошелек. Обратить на него внимание окружающих, а самому пойти мимо, не поднимая. Скорее всего, это уловка мошенников;
— не вступать ни в какие сделки с незнакомыми людьми;
— возвращайтесь домой через людные и хорошо освещенные места, дорогие украшения лучше снимите или спрячьте под одежду, избегайте передвижения через густо засаженные скверы, заброшенные помещения и другие места, где возможно внезапное нападение;
— не ходите близко к стенам зданий, дверям подъездов, огибайте угол дома;
— если сзади кто-то идет за Вами, поспешите в ближайшее многолюдное место;
— сумочку при ходьбе держите в руках, прижимая к телу, а ключи от квартиры храните в отдельном кармане;
— в общественном транспорте поздним вечером всегда садитесь ближе к водительской кабине. В поезде не оставайтесь в пустом вагоне, перейдите в тот, где есть люди, избегайте безлюдных автобусных остановок;
— если Вы регулярно возвращаетесь поздно домой, приобретите? какой-нибудь источник громкого сигнала (в крайнем случае — обычный свисток).
Особенно необходимо обратить внимание на деноминацию, как показывает практика в связи с изменением денежных банкнот и прекращением (с 01.01.2016) их оборота на территории Республики Беларусь, начинают активизироваться мошенники. Пользуясь доверчивостью пожилых граждан, убеждают их о необходимости переписи имеющихся в наличии денежных средств или предлагают свои услуги по обмену старых банкнот на новые. После того как деньги попадают в руки мошенников, последние отвлекают пожилых людей и совершают хищение денежных средств. Как правило о том, что в их отношении совершено преступление граждане понимают через длительный промежуток времени. В связи с чем УВД напоминает, что обмен денежных средств проводиться в банковских учреждениях. В случае появления граждан, которые предлагают обменять старые купюры на новые или требуют переписать номера имеющихся денежных средств, необходимо незамедлительно сообщить о данных фактах в ОВД, для принятия соответствующих мер реагирования.
Особенности быта пожилых людей, замкнутость круга их общения повлияли на необходимость выработки нетрадиционных решений: взаимодействие с различными религиозными конфессиями, организация молодежных отрядов, оказывающих помощь престарелым людям.
В связи с чем, на уровне области разработаны региональные перспективные программы действий, а территориальными органами внутренних дел — конкретизированные планы совместных с иными службами горрайисполкомов профилактических мероприятий. Их характер определяется с учетом обстановки в регионах в целом и на каждом конкретном участке.
Особое внимание уделяется вопросам индивидуальной профилактики: своевременному принятию предусмотренных законом превентивных мер в отношении семейных скандалистов, лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, ранее судимых, которые проживают с пожилыми людьми.
В органах внутренних дел регулярно обновляются списки
пожилых людей, которым оказывается социальная помощь.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» от 04.01.2014 № 122-З, сотрудниками милиции совместно с представителями всех заинтересованных, в том числе органов социального обеспечения, здравоохранения, жилищно-эксплуатационных служб проводятся обследования жилищных условий данных лиц, изучаются их социальные и бытовые проблемы с последующим принятием мер по их устранению. С участием представителей местных органов власти и управления, общественности систематически проводятся собрания в сельских населенных пунктах. Доводится информация по соблюдению мер личной и имущественной безопасности. Разработаны и распространяются соответствующие памятки.
В дни выплат пенсий и пособий проводятся мероприятия по обеспечению безопасности пожилых граждан в местах выдачи денежных средств путем приближения маршрутов патрулирования, взаимодействия с работниками почтовых отделений и отделений банков.
Регулярно осуществляются выступления в средствах массовой информации по вопросам обеспечения сохранности имущества, личной безопасности пожилых граждан.
В профилактике правонарушений особая роль отводится вопросам взаимодействия органов внутренних дел с трудовыми коллективами, общественными формированиями, старостами сельских населенных пунктов.
Разрешите довести ответственность, которая наступает за совершение преступлений в отношении престарелых или лиц, находящихся в беспомощном состоянии.
Если преступление совершается в отношении заведомо престарелого лица, это расценивается как обстоятельство, отягчающее уголовную ответственность виновного (п. 2 ч. 1 ст. 64). Указанные обстоятельства имеют уголовно-правовое значение, если лицо достигло 70-летия на день совершения преступления.
Кроме того, согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 УК к обстоятельствам, отягчающим ответственность, относится совершение преступления в отношении лица, находящегося в беспомощном состоянии.
Слово «заведомый» означает: хорошо известный, несомненный. Вменение отягчающих обстоятельств, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 64 УК, предполагает сознание виновным особенностей потерпевшего лица: в частности престарелого возраста, беспомощного состояния.
Беспомощным состоянием потерпевшего следует признавать такое его состояние, когда он по объективным причинам не способен противодействовать совершению против него посягательства и осознает свою беспомощность (например, преступление против инвалида, тяжело больного, связанного, обездвиженного человека и т.п.).
В ряде статей Уголовного кодекса законодатель усилил ответственность за совершение преступлений в отношении престарелого лица и лица, находящегося в беспомощном состоянии.
Так, за умышленное противоправное лишение жизни другого человека (убийство) предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от шести до пятнадцати лет, а за убийство престарелого или лица, находящегося в беспомощном состоянии — лишение свободы на срок от восьми до двадцати пяти лет, или пожизненное заключение, или смертная казнь.
Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения, то есть повреждения, опасного для жизни, либо повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха, какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическую болезнь, иное расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть, либо вызвавшее расстройство здоровья, связанное с травмой костей скелета, на срок свыше четырех месяцев, либо выразившееся в неизгладимом обезображении лица или шеи, наказывается ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.
А то же деяние, совершенное в отношении лица, заведомо престарелого или находящегося в беспомощном состоянии наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
В Республике Беларусь систематически допускаются нарушения порядка использования воздушного пространства с применением авиамоделей и беспилотных летательных аппаратов.
В соответствии с положениями Указа Президента Республики Беларусь «Об использовании авиамоделей» под авиамоделью понимается летательный аппарат без человека на борту, управление полетом которого возможно только при условии визуального контакта с ним, а также неуправляемый свободнолетающий аппарат.
Напоминаем, что согласно требованиям Правил использования авиамоделей в Республике Беларусь для обеспечения безопасности полетов воздушных судов использование авиамоделей осуществляется на высоте, не превышающей 100 метров от уровня земной (водной) поверхности. Запрещается их использование в пределах зон, запрещенных для использования авиамоделей, без согласования с государственными органами и организациями, в интересах которых установлены такие зоны (ознакомиться с графическим перечнем можно на сайте ГУП «Национальное кадастровое агентство»), в случаях, определяемых Службой безопасности Президента Республики Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной охране», а также авиамоделей массой более 0,5 килограмма без соответствующей маркировки.
Наиболее широко в Республике Беларусь используются беспилотные летательные аппараты, под которыми согласно ст.1 Воздушного кодекса Республики Беларусь понимается воздушное судно, предназначенное для выполнения полета без экипажа на борту.
В силу п.103 Авиационных правил полетов в воздушном пространстве Республики Беларусь использование беспилотных летательных аппаратов над населенными пунктами, за исключением сельских населенных пунктов запрещены.
Для выполнения в Республики Беларусь официального полета беспилотником его владелец обязан подать план полета или заявку на использование воздушного пространства Республики Беларусь в центр Единой системы организации воздушного движения.
Обязательным условием в случае выполнения беспилотником полета с одновременным осуществлением аэрофотосъемки является наличие у пользователя воздушного пространства разрешения Генерального штаба Вооруженных Сил.
Нарушение правил использования воздушного пространства либо правил использования авиамоделей влечет административную ответственность по ч.1 ст.18.35 КоАП Республики Беларусь в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо – до пятидесяти базовых величин.
В зависимости от наступивших последствий действия виновного лица могут быть квалифицированы по статьям Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Одновременно следует помнить, что положения Указа Президента позволяют применять специальные средства и оружие в отношении авиамоделей и беспилотных летательных аппаратов в целях пресечения их полета, если такой полет совершается в нарушение действующего законодательства.
Запрещается использование авиамоделей:
— в пределах зон, запрещенных для использования авиамоделей, без согласования с государственными органами (организациями), в интересах которых установлены такие зоны согласно перечню (ознакомиться с графическим перечнем можно на сайте ГУП «Национальное кадастровое агентство» (https://map.nca.by/map.html);
— в случаях, определяемых Службой безопасности Президента Республики Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной охране»;
— на высоте, превышающей 100 метров от уровня земной (водной) поверхности;
— общей массой более 0,5 килограмма без соответствующей маркировки авиамодели (маркировки авиамодели – нанесение символов, букв, цифр посредством гравировки или с применением средств, стойких к атмосферным воздействиям, осуществляется ее владельцем).
При использовании авиамодели пользователь обязан:
— выполнять требования, предусмотренные вышеуказанными Правилами;
— соблюдать правила ее эксплуатации и выполнять требования безопасности, предусмотренные производителем (изготовителем) авиамодели;
— принимать все возможные меры (вплоть до прекращения использования авиамодели) в случае возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу физического лица (индивидуального предпринимателя), имуществу юридического лица.
Наиболее широко в Республике Беларусь используются беспилотные летательные аппараты. Согласно ст.1 Воздушного кодекса Республики Беларусь под БПЛА понимается воздушное судно, предназначенное для выполнения полета без экипажа на борту.