Средняя школа № 5 г. Гомеля

Государственное учреждение образования

"Средняя школа № 5 г. Гомеля"

Питание

Информация по питанию

Пояснительная записка

Мы часто говорим: «Здоровому все здорово». В школе значимым направлением в образовательном процессе является воспитание здорового человека. Для детей школьного возраста основополагающим фактором здоровья является питание. Правильно организованное рациональное питание в детском возрасте служит существенным оздоровительным фактором.

Рациональное школьное питание способствует нормальному росту и развитию школьников, улучшению их здоровья и профилактике различных заболеваний. Связь между питанием и обучением доказана. Рациональное школьное питание повышает защитные силы организма, трудоспособность и эффективность обучения, снижает заболеваемость, улучшает иммунный статус, показатели здоровья и успеваемость, предупреждает развитие утомления в течение учебного дня. Рациональное школьное питание способствует профилактике болезней желудочнокишечного тракта, гипотрофии, ожирения, сердечнососудистой патологии, диабета, анемии и т.д. Здоровое питание в школьные годы напрямую связано с продлением жизни и понижением риска развития хронических заболеваний.

Для реализации комплекса мер по организации питания учащихся в учреждении образования необходимо повышение качества, сбалансированности и доступности школьного питания. Рациональное питание обучающихся – это одно из условий создания здоровьесберегающей среды в школе. Состояние здоровья напрямую зависит от питания. Поэтому особое внимание уделяется вопросу организации правильного школьного питания. Питание должно быть сбалансированным, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в школе, то и полноценно питаться они должны в школе.

Необходимость серьезно заниматься формированием культуры питания в системе общего среднего образования обусловлена рядом объективных причин:

фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;

в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;

школьный период в развитии наиболее сенситивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.

С 1 сентября 2023 года ГУО «Средняя школа №5 г.Гомеля» перейдёт на новые принципы организации питания обучающихся.

Главная задача перехода на новые принципы организации питания предоставление качественного, безопасного и сбалансированного питания с учетом вкусовых предпочтений самих обучающихся и их родителей (законных представителей). Для этого Министерством образования Республики Беларусь разработан раздел на Интернет-сайте Министерства «Информационный сборник технологических карт блюд и изделий» (https://edu.gov.by/pitanie/), в который включены новые фирменные блюда, апробированные и нашедшие положительный отклик у детей при проведении эксперимента. С 01.09.2023 блюда из этого сборника будут включены в примерные двухнедельные рационы для обучающихся учреждений общего среднего образования области.

Министерством здравоохранения Республики Беларусь определено, что наиболее оптимальными приемами пищи для учащихся 1-4 классов школ будет горячий (второй) завтрак, обед, полдник. Учащиеся 5-11 классов будут начинать прием пищи позднее – с обеда.

Количество приемов пищи зависит от времени пребывания в учреждении образования:

от 3,5 до 6 часов – одноразовое питание;

от 6 до 10 часов – двухразовое;

более 10 часов – трехразовое.

Чтобы еда нравилась всем школьникам, постановлением предусмотрена разработка дневного и на его основе примерного двухнедельного меню с учетом вкусовых предпочтений по результатам анкетирования родителей и учащихся.

ЦЕЛЬ: формирование у учащихся ценностного отношения к основам культуры питания.

ЗАДАЧИ:

предоставить качественное, безопасное и сбалансированное питания с учетом вкусовых предпочтений самих обучающихся и их законных представителей;

повысить уровень знаний обучающихся, педагогов и родителей в вопросах здорового питания, популяризировать и повышать привлекательность здорового школьного питания;

формировать навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни;

освещать вопросы организации правильного питания перед педагогической и родительской общественностью.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

улучшение состояния здоровья школьников по показателям заболевания, зависящим от качества питания;

обеспечение благоприятных условий для организации режима дня для детей;

сокращение количества отходов в школьной столовой.

 

 

 

 

КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА МЕР,

направленная на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся государственного учреждения образования «Средняя школа №5 г.Гомеля»»

на 2024/2025 учебный год

 

№ п/п

Мероприятие

Сроки выполнения

Ответственный

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.

Инструктивно-методическое совещание

с классными руководителями об организации школьного питания

Август, 2024

Рожкова О.В.

2.

Организация работы факультативных занятий:

— «По ступенькам правил здорового питания»

— «Семь Я»

С 1 сентября 2024 года

Кл.

руководители

1-4 классов

3.

Проведение недели здорового питания

— мастер-классы по приготовлению блюд;

— выставка литературы в библиотеке «Витаминная азбука»;

— конкурсы видеороликов о здоровом питании, о приготовлении обучающимися полезных блюд, фотографий, фотоколлажей «Здоровое питание моей семьи», плакатов и др.;

— викторины

Март, 2025

 

Учитель обсл.труда.

 

 

Классные руководители

1-11 классов

4.

Проведение тематических классных часов, в том числе, с привлечением медицинских работников

«Здоровое питание и распорядок дня современного школьника»»

«Сколько стоит бесплатное питание?»

«Пищевые риски, продукты, опасные для здоровья»

«Здоровое питание – здоровая нация»

«Диета и правильное питание: сходства и различия»

««ОЛЬ + ЙОД: IQ СБЕРЕЖЕТ»

«Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Правила ухода за посудой»

«О чем расскажет упаковка»

«Какие продукты укрепляют иммунитет»

В течение года

Классные руководители 1-11 классов, работники мед.учр.

5.

Изучение отдельных аспектов здоровьесбережения и самосохранного поведения в рамках учебных предметов «Человек и мир», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение», «Биология».

В течение года

Учителя 1-4 классов, учителя-предметники

6.

Формирование у учащихся общих представлений об особенностях строения организма человека, его внутренних органах и выполняемых при изучении учебного предмета «Человек и мир», «Биология»

В течение года

Учителя 1-4 классов, учителя-предметники

 

Формирование у учащихся правильных пищевых привычек на учебных предметах «Человек и мир», «Биология», «Допризывная и медицинская подготовка», «Физическая культура и здоровье».

В течение года

Учителя 1-4 классов, учителя-предметники

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

1.

Вовлечение родителей во внеклассные мероприятия по формированию культуры здорового питания в семье

В течение года

Классные руководители

2.

Информирование родителей о принципах здорового питания путем консультаций, лекций, размещения данной информации на сайте учреждений образования, в группе В Контакте, Телеграмм канале, в группах Вайбер.

В течение года

Рожкова О.В., Плисова Н.А.,

классные руководители

3.

Издание информационных бюллетеней для родителей о правилах здорового питания

«Питание в радость»

«Рациональное питание как основная составляющая ЗОЖ»

«Вредная пища, полезная пища»

«Формула правильного питания»

«Здоровое питание – полезная привычка»

«Скатерть самобранка»

В течение года

Классные руководители

4.

Любимые блюда моей семьи «Вкусно и полезно»

В течение года

Классные руководители

5.

Участие родителей в мероприятиях шестого школьного дня (в рамках направления «Здоровый образ жизни»)

1 раз в месяц

Классные руководители

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.

КОНТРОЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.

Мониторинг удовлетворенности учащихся школьным питанием, изучение мнения (анкетный опрос) обучающихся и их родителей по вопросам организации питания

Октябрь, 2024

Апрель, 2025

Рожкова О.В.,  классные руководители

2.

Рассматривание на совещании при директоре результатов контрольных мероприятий, аналитические материалы по совершенствованию системы питания в учреждении образования.

Май, 2025

Рожкова О.В.

3.

Размещение на сайте учреждения образования информации по теме формирования правильного пищевого поведения учащихся, а также актуальной нормативной правовой и другой документации, касающейся вопросов организации питания.

В течение года

Рожкова О.В.

4.

Организация работы Совета по питанию

В течение года

Рожкова О.В.

5.

Контроль за соблюдением гигиенических требований к содержанию помещений, оборудования, инвентаря, посуды; соблюдение персоналом правил производственной санитарии, а также сроков годности (хранения) и условий хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья

В течение года

Члены совета по питанию

 

 

 

 

 

I. Общие положения

1.1.           Совет по питанию является общественным органом, который возглавляет и координирует все направления по организации питания детей.

1.2.           Совет по питанию собирается в соответствии с планом работы и по мере необходимости.

1.3.           Состав совета на каждый учебный год до 1 сентября утверждается приказом руководителя учреждения образования.

1.4.           В состав совета могут быть включены члены администрации, руководители методических структур, учителя, преподаватели, воспитатели, психолог, социальный педагог, медицинские работники, представители родительской общественности, ученического самоуправления, профсоюзного комитета, работники столовой учреждения образования или предприятия организующего питание детей.

1.5.           Непосредственное руководство Советом осуществляет заместитель директора (руководителя) по учебной или воспитательной работе.

II. Цели и задачи работы Совета

2.1.           Основная цель работы Совета по питанию – создание условий, обеспечивающих полноценное питание детей, как основного фактора охраны их здоровья.

2.2.           Практическими задачами работы Совета являются:

соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил организации питания;

воспитание у детей потребности в заботе о правильном режиме и сбалансированности своего питания;

формирование навыков культуры питания;

поиск новых форм организации питания учащихся и увеличение охвата учащихся горячим питанием;

своевременное выявление и информирование руководителя учреждения образования о проблемных вопросах по организации питания детей, для принятия мер по их устранению;

развитие материально-технической базы столовой.

III. Основные направления работы

3.1 Разработка и составление плана работы на учебный год с учетом анализа имеющихся проблем и перспективы совершенствования вопросов питания учащихся.

3.2.           Проведение (не реже 1 раза в месяц) заседаний Совета для рассмотрения запланированных вопросов и решения возникших проблем с приглашением ответственных лиц и специалистов.

3.3.           Установление режима работы столовой, разработка графиков приема пищи каждым классом, согласование их с заведующим производством и представление на утверждение руководителю учреждения образования.

3.4.           Определение вместе с администрацией графика дежурства учащихся по столо­вой и графика контроля питания родительскими комитетами классов.

3.5.           Обеспечение диетическим питанием детей, имеющих медицинские показания.

3.6.           Организация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по увеличению охвата горячим питанием.

3.7.           Проведение разъяснительной работы по пропаганде здорового образа жизни, по воспитанию культуры питания среди учащихся и родителей, рациональных основ питания, с привлечением к этой работе специалистов.

3.8.           Проведение анкетирования среди учащихся и их родителей по изучению спро­са на горячее питание, буфетную продукцию, рассмотрение и принятие  их предложений по улучшению качества питания.

3.9.           Организация наглядной агитации по выработке навыков культуры питания и здорового образа жизни.

3.10.      Содействие внедрению прогрессивных форм обслуживания в столовой.

3.11.      Проведение смотров – конкурсов, рейдовых проверок организации и качества питания детей.

3.12.      Осуществление контроля соблюдения учащимися графика посещения столовой, выполнения дежурными функциональных обязанностей в ходе дежурства в столовой, качество ведения документации.

3.13.      Обеспечение контроля соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил на всех этапах процесса организации питания учащихся.

3.14.      Внесение предложений по развитию материальной базы столовой.

3.15.      Заслушивание итогов работы ответственных за совершенствование процесса организации и качества питания учащихся и внесение предложений по поощрению за достижение высоких результатов.

IV. Ведение документации

Совет по питанию ведет следующую документацию:

план работы Совета на учебный год;

протоколы заседаний Совета;

отчет о работе Совета с анализом состояния организации и качества питания учащихся школы и предложениями по их улучшению;

акты по проверке организации питания, карточки (чек-листы) анализа организации питания детей;

графики по организации процесса питания и контроля за ними;

методические разработки, памятки и рекомендации для педагогов, учащихся и родителей.

 

 

СОВЕТ ПО ПИТАНИЮ

 в ГУО СШ№5 г.Гомеля

в 2024/2025 учебном году

1.Доманчук Т.В.- директор школы,

председатель комиссии.

2.Рожкова О.В.- заместитель директора по учебной работе.

3.Русинович О.Н.- воспитатель ГПД

4.Стасенко Ю.Ю.- представитель 7А класса.

5.Токовенко Екатерина — представитель ученического самоуправления.

  1. Губанова Д.В. — медсестра школы.
  2. Шоман О.В. — председатель профсоюзного комитета.

 

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Бракеражная комиссия государственного учреждения образования  «Средняя школа №5 г.Гомеля» (далее – бракеражная комиссия) создается в целях осуществления контроля организации питания учащихся, качества и безопасности поступающих на пищеблок пищевых продуктов и соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при приготовлении и раздаче пищи в государственном учреждении образования «Средняя школа №5 г.Гомеля».

1.2 Бракеражная комиссия в своей деятельности руководствуется Санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 №206 (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 №63, от 25.11.2014 №78, от 17.05.2017 №35, от 03.05.2018 №39) (далее – Санитарные нормы и правила), Специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию и эксплуатации учреждений образования, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 №525 (в ред. постановления Совмина от 17.01.2022 №29, от 31.08.2022 №570)) (далее – Специфические санитарно-эпидемиологические требования, ) действующими сборником технологических карт блюд и изделий для питания учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего и профессионально-технического образования, технологическими картами на приготавливаемые в учреждении кулинарные изделия, программой производственного контроля.

 

2. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ БРАКЕРАЖНОЙ КОМИССИИ

2.1 Бракеражная комиссия создается на основании приказа директора учреждения.

2.2 Бракеражная комиссия состоит из 4 членов. В состав комиссии входят представитель администрации учреждения – председатель комиссии,  заведующий производством или повар пищеблока учреждения, медицинский работник, дежурный по пищеблоку педагогический работник.

2.3 Состав комиссии обновляется ежегодно на 1 сентября.

2.4 При отсутствии членов бракеражной комиссии обязанности выполняют лица, их заменяющие, если иное не определено приказом директора учреждения.

 

 

3. ПОЛНОМОЧИЯ БРАКЕРАЖНОЙ КОМИССИИ

3.1 Бракеражная комиссия ежедневно проверяет качество готовой пищи в соответствии  с Правилами бракеража пищи (Приложение 1 к настоящему положению) с регистрацией результатов бракеража в Журнале по контролю за качеством готовой пищи (бракеражном) по форме приложения 12 к Санитарным нормам и правилам.

3.2 Бракеражная комиссия имеет право:

3.2.1 осуществлять контроль за работой пищеблока, в том числе:

за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований при приеме пищевой продукции на  пищеблок учреждения;

за соблюдением сроков годности, условий хранения пищевой продукции в складских помещениях, холодильном оборудовании;

за  содержанием оборудования, помещений пищеблока;

за качеством мытья посуды;

за соблюдением правил личной гигиены работниками пищеблока;

за фактическим выходом порции каждого блюда;

3.2.2 проверить соответствие процесса приготовления пищи технологическим картам;

3.2.3 контролировать наличие суточных проб;

3.2.4 контролировать разнообразие и соблюдение двухнедельных рационов питания учащихся;

3.2.5 присутствовать при закладке основных продуктов;

3.2.6 выносить на рассмотрение директора учреждения, Совета по питанию предложения по улучшению качества и безопасности питания учащихся.

 

4. ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

4.1 В случае выявления каких-либо нарушений, замечаний бракеражная комиссия вправе приостановить выдачу готовой пищи до принятия необходимых мер по устранению нарушений.

4.2 Решения бракеражной комиссии обязательны к исполнению администрацией учреждения и работниками пищеблока.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

ПРАВИЛА БРАКЕРАЖА ПИЩИ

 

1. Общие положения

1.1 Вся блюда, изготовляемые на пищеблоке учреждения, подлежат обязательному бракеражу по мере их готовности.

1.2 Бракераж готовой пищи проводится до начала отпуска каждой вновь приготовленной партии.

1.3 Бракераж блюд производят не менее трех лиц из состава бракеражной комиссии.

1.4 Бракеражная комиссия проводит оценку доброкачественности готовой пищи по органолептическим показателям, правильности кулинарной обработки приготовленных блюд, соответствие выхода блюд меню-раскладке, проведение С-витаминизации блюд.

1.5 Прежде чем приступить к процедуре бракеража члены бракеражной комиссии должны быть ознакомлены с меню, рецептурой блюд, технологией приготовления блюд.

1.6 Члены бракеражной комиссии должны владеть методикой органолептической оценки готовой пищи.

1.7 Оценка качества готовой пищи заносится в Журнал по контролю за качеством готовой пищи (бракеражный) до начала ее реализации. При нарушении технологии приготовления пищи бракеражная комиссия обязана снять блюда с раздачи, направить их на доработку или переработку.

1.8 Журнал по контролю за качеством готовой пищи (бракеражный) должен быть пронумерован, прошнурован и скреплён печатью. Хранится Журнал по контролю за качеством готовой пищи (бракеражный) на пищеблоке учреждения.

1.9 За качество пищи несут ответственность работники пищеблока,  члены бракеражной комиссии, осуществившее контроль качества  пищи,   и допустившее ее к потреблению.

 

2. Методика органолептической оценки готовой пищи

2.1 Качество готовой пищи по органолептическим показателям (вкус, запах, внешний вид, цвет, консистенция) должно соответствовать технологическим документам, устанавливающим требования к качеству продукции (технологические карты на конкретные  виды продукции).

2.2 Органолептическую оценку начинают с внешнего осмотра образцов готовой пищи. Осмотр лучше проводить при дневном свете. Осмотром определяют внешний вид пищи, ее цвет.

2.3 Запах готовой пищи определяется при затаенном дыхании. Для обозначения запаха пользуются эпитетами: чистый, свежий, ароматный, пряный, молочнокислый, гнилостный, кормовой, болотный, илистый. Специфический запах обозначается: селедочный, чесночный, мятный, ванильный, нефтепродуктов и т.д.

2.4 Вкус готовой пищи следует устанавливать при характерной для нее температуре (горячие блюда должны иметь температуру (+50) 0С, холодные напитки должны быть комнатной температуры, но не ниже (+16) 0С, салаты (+14) 0С — (+16) 0С).

2.4 Вкусовая проба не проводится в случае обнаружения признаков разложения в виде неприятного запаха.  

 

3. Особенности органолептической оценки первых блюд

3.1 Для органолептического исследования первое блюдо тщательно перемешивается в котле и берется в небольшом количестве на тарелку.

3.2 Отмечают внешний вид и цвет:

качество обработки сырья (тщательность очистки овощей, наличие посторонних примесей и загрязненности);

форма нарезки овощей и других компонентов, сохранение ее в процессе варки (не должно быть помятых, утративших форму, и сильно разваренных овощей и других продуктов);

прозрачность супов и бульонов, особенно изготавливаемых из мяса и рыбы (недоброкачественное мясо и рыба дают мутные бульоны, капли жира имеют мелкодисперсный вид и на поверхности не образуют жирных янтарных пленок);

пробу пюреобразных супов сливают тонкой струйкой из ложки в тарелку, отмечая густоту, однородность консистенции, наличие не протертых частиц (суп-пюре должен быть однородным по всей массе, без отслаивания жидкости на его поверхности).

          3.3 Определяют вкус и запах:

 блюдо должно обладать присущим ему вкусом, без постороннего привкуса и запаха, наличия горечи, несвойственной свежеприготовленному блюду кислотности, недосоленности, пересола;

у заправочных и прозрачных супов вначале пробуют  жидкую часть, обращая внимание на аромат и вкус (если первое блюдо заправляется сметаной, то вначале его пробуют без сметаны).

3.4 Не допускаются к раздаче блюда с привкусом сырой и подгорелой муки, с недоваренными или сильно переваренными продуктами, комками заварившейся муки, резкой кислотностью, пересолом др.

 

4. Особенности органолептической оценки вторых блюд

4.1 В блюдах, отпускаемых с гарниром и соусом, все составные части оцениваются отдельно. Оценка соусных блюд (гуляш, рагу) дается общая.

4.2 Мясо птицы должно быть мягким, сочным и легко отделяться от костей.

4.3 Биточки и котлеты из круп должны сохранять форму после жарки.

4.4 Жаренная рыба должна быть мягкой, сочной, не крошащейся, сохраняющей форму при порционировании.

4.5 В крупяных, мучных или овощных гарнирах проверяют также их консистенцию:

в рассыпчатых кашах хорошо набухшие зерна должны отделяться друг от друга (распределяя кашу тонким слоем на тарелке, проверяют присутствие в ней необрушенных зерен, посторонних примесей, комков);  

макаронные изделия  должны быть мягкими и легко отделяться друг от друга, не склеиваясь, свисать с ребра вилки или ложки;

при оценке овощных гарниров обращают внимание на качество очистки овощей и картофеля, их внешний вид, цвет (если картофельное пюре разжижено и имеет синеватый оттенок, следует обратить внимание на наличие в рецептуре молока и жира).  

4.6 Консистенцию соусов определяют, сливая их тонкой струйкой из ложки в тарелку. Обращают внимание на  пассированные коренья, лук в составе соуса (их отделяют и проверяют состав, форму нарезки, консистенцию), цвет соуса (если в него входят томат или сметана, то соус должен быть приятного янтарного цвета), вкус соуса (плохо приготовленный соус имеет горьковато-неприятный вкус).  

4.7 При определении вкуса и запаха вторых блюд обращают внимание на наличие специфических запахов (вареная рыба должна иметь вкус, характерный для данного ее вида с хорошо выраженным привкусом овощей и пряностей, а жареная – приятный слегка заметный вкус свежего  масла, на котором ее жарили).

СОСТАВ

БРАКЕРАЖНОЙ   КОМИССИИ 

в ГУО СШ№5 г.Гомеля

 в 2024/2025 учебном году

1.Барашкова Ю.П.- заведующий производством.

2.Рожкова О.В.- заместитель директора по учебной работе.

3.Губанова Д.В. — медсестра школы.

  1. Такаревская Е.А. — дежурный учитель.

Мероприятие

Месяц

Ответственный

1.      

Заседание совета по питанию №1:

1. Создание Совета по питанию, распределение обязанностей.

2. Разработка и утверждение плана работы на 2024/2025 учебный год.

3. Изучение нормативны правовых актов и иных документов по организации питания в учреждениях образования.

4. Составление графика приема пищи уч-ся 1-11 классов, графика дежурства учителей в столовой и буфете на 1 полугодие 2024/2025 учебный год.

5. Проверка готовности пищеблока школы к новому учебному году (санитарного состояния обеденного зала, кухни, моечной и других помещений столовой).

6. Составление списков учащихся, которым необходимо диетическое питание, компенсация за питание.

7. Оформление информационных стендов в столовой.

август,

до 31.08.2024

 

 

 

Ответственный за организацию питания, заместитель директора по учебной работе Рожкова О.В.

Члены Совета по питанию

2.      

Заседание совета по питанию №2

1.    Организация диетического питания, компенсации за питание. 

2.    Контроль за выполнением денежных норм.

3.    Контроль за выполнением натуральных норм питания (мясо, рыба, молоко, творог, яйцо, сыр, фрукты, соки, овощи).

4.    Контроль за соблюдением цикличного меню.

5.    Рейд-проверка:

·        Контроль за полновесностью отпускаемых блюд.

·        Контроль за температурным режимом при раздаче пищи.

6.                Заседание Совета по питанию с целью подведения итогов работы за месяц и обсуждение планов работы на следующий месяц.

7.       7. Анализ организации питания учащихся (заполнение карточки чек-листа)

сентябрь

Рожкова О.В.

Члены Совета по питанию

3.      

Заседание совета по питанию №3

1.    Рейд-проверка:

·      Соблюдение санитарно-гигиенических требований в школьной столовой.

·      Проверка организации диетического питания.

·      Культура поведения учащихся в школьной столовой.

·      Соблюдение графика питания учащихся в столовой.

2.    Контроль выполнения норм питания (мясо, рыба, молоко, творог, яйцо, сыр, фрукты, соки, овощи).

3.    Анкетирование учащихся по вопросам удовлетворенности организацией питания в школе.

4.    Заседание Совета по питанию с целью подведения итогов работы за месяц и обсуждение планов работы на следующий месяц.

5.    Анализ организации питания учащихся (заполнение карточки чек-листа).

октябрь

Рожкова О.В.

Члены Совета по питанию

4.      

Заседание совета по питанию №4

1.  Контроль вложения продуктов при приготовлении пищи и выхода блюд по меню.

2.  Контроль выполнения норм питания (мясо, рыба, молоко, творог, яйцо, сыр, фрукты, соки, овощи).

3.  Рейд-проверка:

·        Проверка соблюдения личной гигиены учащимися во время посещения столовой.

·        Проверка количества отходов после приема пищи учащимися.

·        Контроль качества мытья посуды.

4.  Заседание Совета по питанию с целью подведения итогов работы за месяц и обсуждение планов работы на следующий месяц.

5.  Анализ организации питания учащихся (заполнение карточки чек-листа).

ноябрь

Рожкова О.В.

Члены Совета по питанию

5.      

Заседание совета по питанию №5

1.  Контроль качества продуктов, условий их хранения и сроков реализации.

2.  Анализ выполнения норм питания за I полугодие.

3.  Работа школьного буфета, соблюдение ассортиментного перечня.

4.  Контроль за соблюдением СанПиН.

5.  Заседание Совета по питанию с целью подведения итогов работы за месяц и обсуждение планов работы на следующий месяц.

6.  Анализ организации питания учащихся (заполнение карточки чек-листа).

декабрь

Рожкова О.В.

Члены Совета по питанию

6.      

Заседание совета по питанию №6

1.    Рейд-проверка:

·      Соответствие дневного рациона питания двухнедельному.

·      Проверка культуры поведения учащихся в столовой.

·      Контроль дежурства учителей в школьной столовой и буфете.

2.    Составление графика приема пищи учащимися 1-11 классов, графика дежурства учителей в столовой и буфете на 2 полугодие 2024/2025 учебный года.

3.    Контроль выполнения норм питания (мясо, рыба, молоко, творог, яйцо, сыр, фрукты, соки, овощи).

4.    Заседание Совета по питанию с целью подведения итогов работы за месяц и обсуждение планов работы на следующий месяц.

5.    Анализ организации питания учащихся (заполнение карточки чек-листа).

январь

Рожкова О.В.

Члены Совета по питанию

6.       

Заседание совета по питанию №7

1.    Выполнение С- витаминизации пищи.

2.    Контроль выполнения норм питания (мясо, рыба, молоко, творог, яйцо, сыр, фрукты, соки, овощи).

3.    Рейд-проверка:

·  Культура обслуживания.

·  Организация питьевого режима.

4.    Заседание Совета по питанию с целью подведения итогов работы за месяц и обсуждение планов работы на следующий месяц.

5.    Анализ организации питания учащихся (заполнение карточки чек-листа).

февраль

Рожкова О.В.

Члены Совета по питанию

6.       

Заседание совета по питанию №8

1.    Контроль за ведением педагогическими работниками школы пропаганды здорового питания среди учащихся и родителей.

2.    Контроль выполнения норм питания (мясо, рыба, молоко, творог, яйцо, сыр, фрукты, соки, овощи).

3.    Рейд-проверка:

·      Выполнение обязанностей дежурного учителя.

·      Организация питания в ГПД. Культура питания.

·      Работа с родителями по культуре питания учащихся.

4.    Выпуск информационных листков «Рациональное питание».

5.    Заседание Совета по питанию с целью подведения итогов работы за месяц и обсуждение планов работы на следующий месяц.

6.    Анализ организации питания учащихся (заполнение карточки чек-листа).

март

Рожкова О.В.

Члены Совета по питанию

7.       

Заседание совета по питанию №9

1.    Контроль выполнения норм питания (мясо, рыба, молоко, творог, яйцо, сыр, фрукты, соки, овощи).

2.    Работа бракеражной комиссии.

3.    Анкетирование учащихся и родителей «Ваши предложения на следующий год по организации школьного питания».

4.    Проведение рекламной кампании. Работа агитбригады «Здоровое питание».

5.    Заседание Совета по питанию с целью подведения итогов работы за месяц и обсуждение планов работы на следующий месяц.

6.    Анализ организации питания учащихся (заполнение карточки чек-листа).

апрель

Рожкова О.В.

Члены Совета по питанию

7.       

1.    Заседание Совета по питанию с целью подведения итогов работы за месяц.

2.    Анализ организации питания учащихся (заполнение карточки чек-листа).

3.    Отчет о проделанной работе ответственной за питание Рожковой О.В. за 2023/2024 учебный год.

4.    Отчет заведующей   производства. Оформление обеденного зала.

5.    Подведение итогов работы за год. Мониторинг здоровья учащихся. Статистика.

май

 

Рожкова О.В.

Члены Совета по питанию

Памятки "Здоровое питание"

Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.

Каша является неотъемлемой частью нашего рациона.

Почти ежедневно на завтрак в школе дети употребляют различные каши и одновременно учатся различать злаковые культуры и их крупы. В школе формируются знания детей о здоровом питании, о пользе каши в рационе детского питания.

Гречка — уникальная крупа, она весьма полезна и для взрослых, и для самых маленьких детей до года. Ее польза известна уже давно. Даже в старину, когда люди еще не слыхали о различных научных исследованиях, гречка уже была одним из основных продуктов. Она прибавляет сил, ребенок быстрее растет, становится здоровым, крепким и смышленым.

Клетчатка, являющаяся одним из составляющих элементов гречихи, помогает кишечнику ребёнка справляться с ежедневной работой. Гречневая крупа богата содержанием железа, что способствует повышению уровня гемоглобина в крови и в целом благотворно влияет на процесс кроветворения. Фолиевая кислота, которая в пять раз больше в гречке, чем в другой крупе является помощником для детского организма в деле повышения его сопротивляемости к заболеваниям. В гречке большом количестве содержится и витамин Р, который положительно влияет на процесс кровообращения и участвует на процесс формирования кровеносных сосудов и капилляров.

1. Контролируйте баланс калорий и объем съеденногоВес увеличивается, когда организм получает с пищей больше энергии, чем ему требуется. Чтобы знать, сколько «топлива» надо вашему организму, воспользуйтесь онлайн калькулятором. В среднем суточная потребность составляет 1500-2000 ккал. Не имеет значения, чем переедать, котлетами или яблоками. Если даже блюдо Вам очень нравится, держите объем порции под контролем.

2. Питайтесь регулярно. Ешьте не реже трех раз в день. Любую нехватку питания организм воспринимает как наступление голода и начинает создавать в теле запасы – жировые отложения. Оптимальные перерывы между приемами пищи – не более 5 часов, последний прием пищи – за 3 часа до сна. Ночью – никакой еды. При таком режиме Вы не будете переедать или испытывать чувство голода.

3. Следите за разнообразием питания. Однообразная еда лишает Вас удовольствия и не обеспечивает организм всеми необходимыми питательными веществами: белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы. Выбирайте и комбинируйте в меню полезные продукты: овощи, зелень, мясо, рыбу, орехи, молочные продукты, бобовые, хлеб из муки грубого помола, крупы из нешлифованного зерна, макароны из твердых сортов пшеницы, ягоды, фрукты.

4. Овощи и фрукты — каждый день. В день на обед и на ужин – 400 граммов овощей (картофель не в счёт!). Самый легкий способ получить нужную порцию — заполнить половину своей тарелки зеленью и овощами каждый раз, когда Вы садитесь за стол для приема пищи. Отдавайте предпочтение местным овощам. Лучше есть свежие овощи, или щадяще обработанные термически. Зимой готовьте блюда из замороженных овощей и ягод. Будьте осторожны с фруктами – они содержат много сахара и могут привести к прибавке веса.

5. Ограничьте сахар. Сладости вызывают чувство быстрого, но краткосрочного насыщения, нельзя заменять ими завтрак, обед, ужин

Выбирайте «правильные» сладости: натуральный мармелад, зефир, пастилу, домашнюю выпечку, сухофрукты и помните – количество имеет значение!

6. Не «пейте» калории: сок, газировку, чай и кофе с сахаром. В одном стакане сладкой газировки — до 10 чайных ложек сахара (130 ккал). При жажде лучше пить обычную воду.

7. Скажите «НЕТ» полуфабрикатам, фаст-фуду, колбасам, сосискам. Эти продукты содержат в своем составе более 30% «скрытого» жира. Для улучшения вкуса их коптят, добавляют искусственные красители, консерванты, ароматизаторы, усилители вкуса, соль в большом количестве – всё это плохо влияет на здоровье.

8. Составляйте меню на неделю. Ничто так не сэкономит Ваши деньги, время и нервы, как составление еженедельного меню. Конечно, придётся потратить часок в неделю на составление плана питания, но тогда не нужно будет мучиться каждый день над вопросом «А что на ужин?», исчезнет ежедневная проблема «что купить по дороге домой и что из этого приготовить, да желательно по-быстрому».

9. Делайте «умный» шоппинг. Каждый раз, когда идете в магазин, сфотографируйте содержимое холодильника, составьте список необходимых продуктов. Старайтесь не ходить за продуктами голодным. Это поможет Вам избежать ненужных покупок.

10. Сервируйте стол, создавайте приятную обстановку для приема пищи вместе с семьей и друзьями. Если будете есть на ходу, смотреть телевизор или «сидеть» в компьютере во время приема пищи, Вы не заметите, как съедите лишнее.

Главное на пути к здоровому питанию – сделать первый шаг и продержаться не менее одного месяца, которого обычно достаточно для формирования любой привычки. Выбирая здоровое питание Вы   выбираете здоровье и активное долголетие.

 

Почему детям необходимо здоровое питание? Ваш ребенок — самый лучший! Он заслуживает быть здоровым, жизнерадостным и успешным. Если вы хотите, чтобы ваши дети росли сильными, активными и приносили «пятерки» — чаще обращайте внимание на то, что они едят. Ведь пища — единственный источник пищевых веществ и энергии, обеспечивающий непрерывный рост и развитие молодого организма. Основы здоровья закладываются в школьные годы. Правильное питание ребенка в этот период — залог его хорошего физического и психического здоровья на всю жизнь. Уверенность в себе, успехи в учебе, концентрация внимания и способность к запоминанию, напрямую зависят от рациона питания.   «Должен он скакать и прыгать, всех хватать, ногами дрыгать…». Учебный день по энергозатратам можно сравнить с многочасовым спортивным соревнованием. Ритм жизни школьника очень динамичен: он зубрит стихи, извлекает корень из числа, пишет диктант, а в следующий момент уже бежит кросс на лыжах. И так всю неделю. Очень важно, чтобы здоровый рацион питания каждый день полностью восстанавливал силы и энергию ребенка. Школьник испытывает огромную потребность в пищевых веществах, витаминах и минералах, особенно в белке, железе, кальции, йоде.

КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ СВОИМ ДЕТЯМ? РАЗНООБРАЗЬТЕ РАЦИОН ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА ВСЕ ПРОДУКТЫ ДЕЛЯТСЯ НА 5 ОСНОВНЫХ ГРУПП:

1. Хлеб, крупяные и макаронные изделия

2. Овощи, фрукты, ягоды

3. Мясо, птица, рыба, бобовые, яйца и орехи

4. Молочные продукты, сыры

5. Жиры, масла, сладости.

В ежедневное меню ребенка и подростка должны входить продукты из всех 5 основных групп. Только тогда питание растущий организм школьника получит полный набор необходимых пищевых веществ в достаточном количестве.

СБАЛАНСИРУЙТЕ ПИТАНИЕ

Составляйте сбалансированное меню на каждый день. Ежедневно включайте в него продукты, богатые необходимыми питательными веществами. Соотношение белков, жиров и углеводов в рационе питания должно быть 1:1:4 ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК БЕЛКОВ: Мясо, рыба, яйца, молочные и кисломолочные продукты (кефир, творог, сыры), крупы.

ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ЖИВОТНЫХ ЖИРОВ Мясные и молочные продукты.

ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК РАСТИТЕЛЬНЫХ ЖИРОВ: Подсолнечное, кукурузное, орехи (фундук, грецкий, кедровый и т.д.), семена подсолнечника.

ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ЛЕГКОУСВОЯЕМЫХ УГЛЕВОЛОВ:

Свежие плоды (фрукты) и ягоды, молочные продукты.

ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПИЩЕВЫХ ВОЛОКОН (КЛЕТЧАТКИ):

Фрукты, ягоды и овощи, бобовые (фасоль, соя, чечевица), крупы (гречневая, овсяная, перловая и т.д.) и продукты, созданные на их основе (хлеб, зерновые хлопья, макароны и т.д.) Меню школьника должно быть разнообразным. Если вы хотите, чтобы ребенок ел с аппетитом, не увлекайтесь «супами на неделю»
ЗАВТРАК

За завтраком ребенок должен получать не менее 25 % от дневной нормы калорий (при четырехразовом питании). Завтрак должен состоять из: — закусок: бутерброда с сыром и сливочным маслом, салатов — горячего блюда: творожного, яичного или каши (овсяной, гречневой, пшенной, ячневой, перловой, рисовой) — горячего напитка: чая (можно с молоком), кофейного напитка, горячего витаминизированного киселя, молока, какао с молоком или напитка из шиповника. ПОМНИТЕ! Отсутствие завтрака сказывается на успеваемости ребенка и его способности к обучению.

ОБЕД

В обед ребенок должен получать не менее 35 % дневной нормы калорий. Обед должен состоять из: -закуски: салаты из свежих, отварных овощей, зелени; — горячего первого блюда: супа -второго блюда: мясное или рыбное с гарниром (крупяной, овощной или комбинированной). — напитка: сок, кисель, компот из свежих или сухих фруктов.

ПОЛДНИК

На полдник ребенок должен получать 15 % от дневной нормы калорий Полдник должен состоять из: напитка (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или мучными кондитерскими изделиями (сухари, сушки, нежирное печенье) либо из фруктов

УЖИН

 

На ужин ребенок должен получать до 25 % от дневной нормы калорий Ужин должен состоять из: горячего блюда (овощные, смешанные крупяно — овощные, рыбные блюда) и напитка (чай, сок, кисель) Уважаемые родители! Надеемся, что наши рекомендации помогут вам организовать правильное питание ваших детей. Сбалансированный рацион питания, богатый всеми необходимыми веществами, непременно обеспечит заряд энергии и крепкое здоровье. При правильном питании Вы очень скоро заметите, что ребенок стал чаще радовать вас хорошим настроением, здоровым цветом лица и успехами в школе

С целью реализации Комплексной системы мер, направленной на пропаганду здорового питания и формирование правильного пищевого поведения учащихся средней школы № 5 г. Гомеля, в текущем учебном году педагогами продолжена образовательно-разъяснительная работа по расширению знаний учащихся и их законных представителей о правилах питания, соблюдение которых обеспечивает сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка.

С 1 сентября 2023 года в школе организована работа воспитателями групп продленного дня «По ступенькам здоровья». Стало традицией проведение интерактивных занятий (в том числе с привлечением медицинских работников), квестов, фото-челленжей по темам «Здоровое питание – здоровая нация», «Как питаться правильно», «Режим питания. Правила поведения за столом», «Обработка пищевых продуктов перед употреблением. Правила ухода за посудой», «Пищевые продукты опасные для здоровья»