Средняя школа № 5 г. Гомеля

Государственное учреждение образования

"Средняя школа № 5 г. Гомеля"

Советы законным представителям

Советы законным представителям

Региональная карта оказания помощи НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ, потерпевшим от сексуального насилия, торговли людьми и связанных с ней преступлений

  • Одним из самых распространенных заболеваний в мире является депрессия. По данным Всемирной организации здравоохранения, ею страдает до 20% населения развитых стран. Каждая пятая женщина и каждый десятый мужчина хотя бы раз в своей жизни испытывал депрессивное состояние.

Для Беларуси эта проблема также актуальна.

 

ЧТО ТАКОЕ ДЕПРЕССИЯ, ЕЕ РАЗНОВИДНОСТИ И ПРИЧИНЫ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Депрессия – угнетенное, подавленное психическое состояние, сопровождаемое снижением активности, двигательными расстройствами и разнообразными соматическими нарушениями (потеря аппетита, похудание, изменение сердечного ритма), нередко сопровождаемое суицидальными мыслями. Фактическиэто болезнь всего организма.

Различают несколько разновидностей депрессий:

Классическая депрессия это душевное состояние, переживаемое как печаль, подавленность, тревога, ангедония (утрата способности получать удовольствие от привычных дел).

Невротическая депрессиярезультат длительной психотравмирующей ситуации. Такая депрессия чаще всего встречается среди людей с определенными особенностями личности, например, прямолинейность, бескомпромиссность в сочетании с неуверенностью, нерешительность в определенных ситуациях.

Психогенная депрессияразвивается в ситуации утраты жизненно важных для данной личности ценностей (потеря или смерть близкого, сильный стресс на работе и т.д). Личности, страдающие такой депрессией, характеризуются повышенной чувствительностью и изменчивостью настроения.

Послеродовая депрессия – развивается у молодых матерей в первый месяц после родов. Такая депрессия проявляется в эмоциональной неустойчивости, утомляемости, расстройствах сна, повышенной тревожности, чувства отторжения ребенка.

Причины появления  депрессий могут быть различны. В ее возникновении играют роль и биологические, и социальные факторы.

  • Депрессивные расстройства могут появиться в любом возрасте и у представителей любых социальных групп. Это объясняется, прежде всего, тем, что ценности современного общества оказывают существенное давление на человека. Люди стремятся к социальному благополучию, профессиональным успехам, внешней привлекательности. Если же достигнуть этого не удается, человек может впасть в отчаяние, тяжело переживать неудачи, и, как следствие, развивается депрессия.
  • К депрессивному расстройству могут также привести и тяжелые психологические травмы, такие, как смерть близкого человека, распад семьи, разрыв отношений с любимым человеком, тяжелое заболевание.
  • Наследственная предрасположенность, особенности воспитания в родительской семье, психотравмирующие стрессовые ситуации (ссоры и расставания, трудности в общении, проблемы на работе), тяжелые соматические болезни, прием наркотиков и алкоголя и др. — также имеют значение в возникновении депрессивных состояний.

СИМПТОМЫ ДЕПРЕССИИ И ЕЕ ТЕЧЕНИЕ

 Симптомы проявления депрессии очень разнообразны и варьируют в зависимости от формы заболевания. К наиболее типичным признакам этого расстройства относят:

Эмоциональные проявления:

* тоска, страдание, угнетенное, подавленное настроение, отчаяние;

* тревога, чувство внутреннего напряжения, ожидание беды;

* раздражительность;

* чувство вины, частые самообвинения;

* недовольство собой, снижение уверенности в себе, снижение самооценки;

* снижение или утрата способности переживать удовольствие от ранее приятных занятий;

* снижение интереса к окружающему;

* утрата способности переживать какие-либо чувства (в случаях глубоких депрессий);

* депрессия часто сочетается с тревогой о здоровье и судьбе близких, а также со страхом показаться несостоятельным в общественных местах.

Физиологические проявления:

* нарушения сна (бессонница, сонливость);

* изменения аппетита (его утрата или переедание);

* нарушение функции кишечника (запоры);

* снижение сексуальных потребностей;

* снижение энергии, повышенная утомляемость при обычных физических и интеллектуальных нагрузках, слабость;

* боли и разнообразные неприятные ощущения в теле (например, в сердце, в области желудка, в мышцах).

Поведенческие проявления:

* пассивность, трудности вовлечения в целенаправленную активность;

* избегание контактов (склонность к уединению);

* отказ от развлечений;

* алкоголизация и злоупотребление психоактивными веществами, дающими временное облегчение.

Мыслительные проявления:

* трудности сосредоточения, концентрации внимания;

* трудности принятия решений;

* преобладание мрачных, негативных мыслей о себе, о своей жизни, о мире в целом;

* мрачное, пессимистическое видение будущего с отсутствием перспективы, мысли о бессмысленности жизни;

* мысли о самоубийстве (в тяжелых случаях депрессии);

* наличие мыслей о собственной ненужности, незначимости, беспомощности и суицида;

* замедленность мышления.

Первыми признаками появления депрессии являются первоначальные слабовыраженные сигналы в виде проблем со сном, раздражительности, отказа от нормального выполнения обязанностей. Если эти симптомы в течение двух недель усиливаются, то обычно это свидетельствует о начале болезни либо её рецидиве, хотя полностью она проявится через два месяца, а то и позже. Случаются и разовые приступы. В отсутствии лечения депрессия может привести к попытке самоубийства, отчуждению от окружающих, отказу от выполнения большинства жизненных функций, распаду семьи.

 

КАК СПРАВИТЬСЯ С ДЕПРЕССИЕЙ?

 Победить депрессию вполне возможно. Ее лечение на самых ранних стадиях может не только сократить длительность депрессии, смягчить ее тяжесть, но и уменьшить риск ее повторного возникновения.

Выход из депрессивного состояния условно можно разделить на несколько этапов.

На первом этапе при первых же признаках депрессивного состояния, необходимо обратиться за профессиональной помощью. Только врач сможет поставить правильный диагноз, определить причину расстройства и назначить лечение на основе полной оценки физического и эмоционального состояния.

На втором этапеэтапе лечения, важно поверить в действенность и эффективность лечения. Основу лечения составляют применение медикаментов и психотерапия.

Лекарства для лечения депрессии (антидепрессанты) подбираются индивидуально для каждого больного и принимаются длительно, в течение нескольких месяцев. Медикаментозное лечение будет успешным, если пациент строго соблюдает рекомендованный режим приема препаратов, тесно сотрудничает с лечащим врачом, доверяет ему, рассказывает о своих сомнениях, о любых последствиях приема препарата, как позитивных, так и негативных.

Цель психотерапиипомочь человеку научиться регулировать собственные эмоции. Этот метод лечения подразумевает активное участие самого пациента, его готовность рассказать о своих проблемах. Вся информация, полученная врачом во время сеанса психотерапии, остается тайной.

Третий этап заключается в постоянном внимании больного к собственной персоне, начиная с внешнего вида, элементарного соблюдения личной гигиены, режима труда, отдыха и культурного досуга.

Четвертый этап выхода из депрессии предполагает пересмотр пациентом своего поведения, изменения негативной модели мышления. Необходимо постоянно заниматься чем-нибудь. Придумать себе новое хобби, познакомиться с новыми людьми. Не давать себе скучать. Всё это поможет избавиться от негативных мыслей.

 

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ЗАЩИТЫ ОТ ДЕПРЕССИИ

Во избежание  развития депрессии, нужно:

  • Научиться преодолевать стрессовые ситуации.
  • Вести здоровый образ жизни, регулярно заниматься спортом, утренней зарядкой, соблюдать правильный режим работы и отдыха – это поможет бороться со стрессом и сохранить душевное равновесие.
  • Общаться с друзьями, родными, близкими, не замыкаться в себе при возникновении каких-либо проблем и трудностей.
  • Заниматься интересным делом, помимо основной работы (учебы), иметь какое-нибудь хобби.
  • Избегать и избавляться от опасных и вредных привычек.
  • Стараться видеть во всем, в окружающих, происходящих явлениях и событиях больше позитивов, не зацикливаться на негативных и отрицательных эмоциях.
  • В случае появления навязчивых, неутихающих сомнений и тревог, обратиться к человеку, которому вы больше всего доверяете, «излить» ему свою душу, от этого станет легче, и вместе вы сможете быстрее найти выход из создавшегося положения.

Помните! Безвыходных ситуаций не бывает, и депрессия вполне преодолима!

 

По данным Всемирной организации здравоохранения миллионы детей, начиная с 7-8 лет, являются жертвами школьной травли.

👉До 30 % младших школьников испытывают трудности в общении со сверстниками и склонны к проявлению агрессии при разрешении конфликтов;

👉до 15 % по различным причинам становятся изгоями в классе, исключенными из межличностного взаимодействия.


bullying переводится как «издевательство» — «хулиган, задира, забияка, хвастун» и означает физическое или психологическое запугивание, насильственное подчинение.

• прямой (открытое воздействие) – избиение, обзывания, порча вещей и т.д.;
• косвенный (скрытое воздействие) – бойкот, избегание, распространение сплетен.

По мнению педагогов и родителей, чаще всего подвергается буллингу тот, кто слабее и не может ответить.

Если Вы заметили, что ребенок грустен, не хочет ходить в школу, замкнут — повод к разговору. И не стоит решать проблему самим. Только вместе с учреждением и квалифицированными специалистами можно решить непростые проблемы👍

Это очень важная статья, хотя и на очень неприятную тему, на которую не принято говорить, и не хочется на эту тему даже думать. Но это нужно знать каждому родителю, чтобы защитить и обезопасить наших с вами детей. Это статья посвящена тому, как защитить ребёнка от педофилов

В самом широком смысле «педофилия» означает половое влечение к детям. Однако в массовом употреблении этот термин нередко ошибочно используется применительно к сексуальному влечению не только к детям, но и вообще к лицам, не достигшим совершеннолетия. Педофилия – это форма отклоняющегося сексуального поведения. В Уголовном кодексе Республики Беларусь, согласно ст.166-170, за данный вид преступления предусмотрены строгие меры ответственности. При этом, уголовная ответственность за преступления, классифицируемые как тяжкие, особо тяжкие, наступает с 14 лет, в других случаях – с 18.

В современных условиях ситуация значительно осложняется перемещением первичного общения педофила и ребенка в интернет. Возможность выдавать себя там за кого угодно (за сверстника, другого человека, вызывающего доверие, и т.д.) позволяет педофилам легко вступать в контакт с будущими жертвами. При общении в интернете можно встретиться с такими явлениями, как «груминг» — формирование доверительных отношений с ребенком с целью его сексуальной эксплуатации/сексуального насилия, «кибербулинг» — травля с использованием цифровых технологий. Кибербулинг может происходить в социальных сетях, мессенджерах, на игровых платформах и в мобильных телефонах. Целенаправленная модель поведения, которая ставит своей задачей запугать, разозлить или опозорить ребенка, «фишинг» — атака, при которой киберпреступник действует как доверенные отправители для «ловли» информации.

Особую роль в выявлении фактов насилия на ранних этапах играют специалисты учреждений образования, здравоохранения (в том числе для неорганизованных малолетних детей), которые имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение длительного времени. Но основная и главная роль, в том, чтобы ребенок не попал

в «ловушку» преступника – родительская

Каждому родителю необходимо обсудить с ребенком следующие возможные ситуации:

В случае знакомства в интернете  — на первую встречу не нужно идти одному. Пусть лучше ребенок пригласит с собой своего товарища. А если вместо сверстника туда пришел взрослый человек – вариант только один: сообщить родителям и учителям.

Если ребенок направляется на улицу – он всегда должен говорить, куда и с кем идет, где планирует проводить свой досуг.  Если кто-то долго преследует ребенка, ему необходимо обратиться к патрульному сотруднику милиции, позвонить родителям, либо в «102»;

Если кажется, что кто-то преследует в общественном транспорте – необходимо выходить из него в самый последний момент перед закрытием двери;

Не соглашаться ни на какие уговоры незнакомца: это могут быть предлоги послушать музыку, посмотреть щенка, какое-либо угощение, не соглашаться проследовать в незнакомый подъезд и так далее.

Если пристает незнакомец — не нужно ждать, пока он перейдет к активным действиям и начнет хватать ребенка, а бежать в сторону, где находятся люди. 

Если случилось так, что ребенка схватили – необходимо привлекать к себе как можно больше внимания окружающих: кричать, упираться, ударить по рядом стоящей машине, чтобы в ней заработала сигнализация; 

Необходимо отвлечь внимание нападающего – кинуть ему что-либо в лицо: портфель, пакет, песок, сразу же убегать от этого места и сообщить о произошедшем родителям или взрослым. 

Если ребенок оказался один в подъезде – при ожидании лифта, необходимо встать так, чтобы за спиной находилась только стена. Если в лифте находится незнакомый человек – не нужно заходить в него. Если незнакомец зашел в лифт – не становиться к нему спиной, спросить на каком этаже он выходит и выйти раньше. При внезапном нападении – очень громко кричать, привлекать к себе внимание, стараться причинить нападающему боль. Оказавшись в безопасности – сразу сообщить о случившемся родителям либо в милицию, назвать приметы, которые ребенок запомнил, постараться назвать адрес места происшествия и назвать сторону, в которую двигается злоумышленник.

При разговоре по телефону – ребенок никому и никогда не должен говорить, что находится дома один, никому не надо сообщать свой адрес. Отвечать незнакомцам, что родители сейчас заняты делами по дому и не могут подойти к телефону.

Незнакомый автомобиль – ни в коем случае не разрешайте ребенку ездить на попутном транспорте, и садиться в машину к незнакомцу. Если по пути следования за ребенком медленно движется автомобиль, необходимо отойти от края дороги, сообщить о ситуации своим родителям либо правоохранителям.

Ребенок оказался дома один – разъясните ребенку следующие правила:

Не открывать дверь чужим людям, кем бы человек за дверью  не представлялся, не вступать в разговоры с ним, даже через дверь.

Не верить, что кто-то пришел по просьбе родителей, если родители не предупреждали об этом заранее.

Не открывать дверь никому – преступник может переодеться в любую одежду.

Родители, помните, что нет, не было и никогда не будет в  технологически развитом будущем более эффективной меры, чем обычное информирование ребенка о возможной опасности. Только вы можете в максимально понятной ребенку форме объяснить все вышеуказанные ситуации, привести примеры и обучить правилам действия. Берегите наше будущее – наших детей!

 

Уважаемые родители!

Эта памятка предназначена для Вас, т.к. Вы — самый близкий для ребенка человек, который может помочь предотвратить насилие и посягательства на половую неприкосновенность детей и подростков. Избежать насилия можно, но для этого помогите ребенку усвоить «Правило пяти нельзя».

«Правило пяти «нельзя».

Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.

Нельзя заходить с ними вместе в подъезд и лифт.

Нельзя садиться в чужую машину.

Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.

Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.

Научите ребенка всегда отвечать «Нет!»

Если ему предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.

Если за ним в школу или детский сад пришел посторонний, а родители не предупреждали его об этом заранее.

Если в отсутствие родителей пришел незнакомый (малознакомый) человек и просит впустить его в квартиру.

Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.

Соблюдая правила безопасности, Ваш ребенок сможет избежать подстерегающей его опасности, принять правильное решение в сложной ситуации

Памятки