Информация для педагогических работников (от СППС)
- Одним из самых распространенных заболеваний в мире является депрессия. По данным Всемирной организации здравоохранения, ею страдает до 20% населения развитых стран. Каждая пятая женщина и каждый десятый мужчина хотя бы раз в своей жизни испытывал депрессивное состояние.
Для Беларуси эта проблема также актуальна.
ЧТО ТАКОЕ ДЕПРЕССИЯ, ЕЕ РАЗНОВИДНОСТИ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Депрессия – угнетенное, подавленное психическое состояние, сопровождаемое снижением активности, двигательными расстройствами и разнообразными соматическими нарушениями (потеря аппетита, похудание, изменение сердечного ритма), нередко сопровождаемое суицидальными мыслями. Фактически – это болезнь всего организма.
Различают несколько разновидностей депрессий:
Классическая депрессия — это душевное состояние, переживаемое как печаль, подавленность, тревога, ангедония (утрата способности получать удовольствие от привычных дел).
Невротическая депрессия — результат длительной психотравмирующей ситуации. Такая депрессия чаще всего встречается среди людей с определенными особенностями личности, например, прямолинейность, бескомпромиссность в сочетании с неуверенностью, нерешительность в определенных ситуациях.
Психогенная депрессия — развивается в ситуации утраты жизненно важных для данной личности ценностей (потеря или смерть близкого, сильный стресс на работе и т.д). Личности, страдающие такой депрессией, характеризуются повышенной чувствительностью и изменчивостью настроения.
Послеродовая депрессия – развивается у молодых матерей в первый месяц после родов. Такая депрессия проявляется в эмоциональной неустойчивости, утомляемости, расстройствах сна, повышенной тревожности, чувства отторжения ребенка.
Причины появления депрессий могут быть различны. В ее возникновении играют роль и биологические, и социальные факторы.
- Депрессивные расстройства могут появиться в любом возрасте и у представителей любых социальных групп. Это объясняется, прежде всего, тем, что ценности современного общества оказывают существенное давление на человека. Люди стремятся к социальному благополучию, профессиональным успехам, внешней привлекательности. Если же достигнуть этого не удается, человек может впасть в отчаяние, тяжело переживать неудачи, и, как следствие, развивается депрессия.
- К депрессивному расстройству могут также привести и тяжелые психологические травмы, такие, как смерть близкого человека, распад семьи, разрыв отношений с любимым человеком, тяжелое заболевание.
- Наследственная предрасположенность, особенности воспитания в родительской семье, психотравмирующие стрессовые ситуации (ссоры и расставания, трудности в общении, проблемы на работе), тяжелые соматические болезни, прием наркотиков и алкоголя и др. — также имеют значение в возникновении депрессивных состояний.
СИМПТОМЫ ДЕПРЕССИИ И ЕЕ ТЕЧЕНИЕ
Симптомы проявления депрессии очень разнообразны и варьируют в зависимости от формы заболевания. К наиболее типичным признакам этого расстройства относят:
Эмоциональные проявления:
* тоска, страдание, угнетенное, подавленное настроение, отчаяние;
* тревога, чувство внутреннего напряжения, ожидание беды;
* раздражительность;
* чувство вины, частые самообвинения;
* недовольство собой, снижение уверенности в себе, снижение самооценки;
* снижение или утрата способности переживать удовольствие от ранее приятных занятий;
* снижение интереса к окружающему;
* утрата способности переживать какие-либо чувства (в случаях глубоких депрессий);
* депрессия часто сочетается с тревогой о здоровье и судьбе близких, а также со страхом показаться несостоятельным в общественных местах.
Физиологические проявления:
* нарушения сна (бессонница, сонливость);
* изменения аппетита (его утрата или переедание);
* нарушение функции кишечника (запоры);
* снижение сексуальных потребностей;
* снижение энергии, повышенная утомляемость при обычных физических и интеллектуальных нагрузках, слабость;
* боли и разнообразные неприятные ощущения в теле (например, в сердце, в области желудка, в мышцах).
Поведенческие проявления:
* пассивность, трудности вовлечения в целенаправленную активность;
* избегание контактов (склонность к уединению);
* отказ от развлечений;
* алкоголизация и злоупотребление психоактивными веществами, дающими временное облегчение.
Мыслительные проявления:
* трудности сосредоточения, концентрации внимания;
* трудности принятия решений;
* преобладание мрачных, негативных мыслей о себе, о своей жизни, о мире в целом;
* мрачное, пессимистическое видение будущего с отсутствием перспективы, мысли о бессмысленности жизни;
* мысли о самоубийстве (в тяжелых случаях депрессии);
* наличие мыслей о собственной ненужности, незначимости, беспомощности и суицида;
* замедленность мышления.
Первыми признаками появления депрессии являются первоначальные слабовыраженные сигналы в виде проблем со сном, раздражительности, отказа от нормального выполнения обязанностей. Если эти симптомы в течение двух недель усиливаются, то обычно это свидетельствует о начале болезни либо её рецидиве, хотя полностью она проявится через два месяца, а то и позже. Случаются и разовые приступы. В отсутствии лечения депрессия может привести к попытке самоубийства, отчуждению от окружающих, отказу от выполнения большинства жизненных функций, распаду семьи.
КАК СПРАВИТЬСЯ С ДЕПРЕССИЕЙ?
Победить депрессию вполне возможно. Ее лечение на самых ранних стадиях может не только сократить длительность депрессии, смягчить ее тяжесть, но и уменьшить риск ее повторного возникновения.
Выход из депрессивного состояния условно можно разделить на несколько этапов.
На первом этапе при первых же признаках депрессивного состояния, необходимо обратиться за профессиональной помощью. Только врач сможет поставить правильный диагноз, определить причину расстройства и назначить лечение на основе полной оценки физического и эмоционального состояния.
На втором этапе – этапе лечения, важно поверить в действенность и эффективность лечения. Основу лечения составляют применение медикаментов и психотерапия.
Лекарства для лечения депрессии (антидепрессанты) подбираются индивидуально для каждого больного и принимаются длительно, в течение нескольких месяцев. Медикаментозное лечение будет успешным, если пациент строго соблюдает рекомендованный режим приема препаратов, тесно сотрудничает с лечащим врачом, доверяет ему, рассказывает о своих сомнениях, о любых последствиях приема препарата, как позитивных, так и негативных.
Цель психотерапии — помочь человеку научиться регулировать собственные эмоции. Этот метод лечения подразумевает активное участие самого пациента, его готовность рассказать о своих проблемах. Вся информация, полученная врачом во время сеанса психотерапии, остается тайной.
Третий этап заключается в постоянном внимании больного к собственной персоне, начиная с внешнего вида, элементарного соблюдения личной гигиены, режима труда, отдыха и культурного досуга.
Четвертый этап выхода из депрессии предполагает пересмотр пациентом своего поведения, изменения негативной модели мышления. Необходимо постоянно заниматься чем-нибудь. Придумать себе новое хобби, познакомиться с новыми людьми. Не давать себе скучать. Всё это поможет избавиться от негативных мыслей.
МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ЗАЩИТЫ ОТ ДЕПРЕССИИ
Во избежание развития депрессии, нужно:
- Научиться преодолевать стрессовые ситуации.
- Вести здоровый образ жизни, регулярно заниматься спортом, утренней зарядкой, соблюдать правильный режим работы и отдыха – это поможет бороться со стрессом и сохранить душевное равновесие.
- Общаться с друзьями, родными, близкими, не замыкаться в себе при возникновении каких-либо проблем и трудностей.
- Заниматься интересным делом, помимо основной работы (учебы), иметь какое-нибудь хобби.
- Избегать и избавляться от опасных и вредных привычек.
- Стараться видеть во всем, в окружающих, происходящих явлениях и событиях больше позитивов, не зацикливаться на негативных и отрицательных эмоциях.
- В случае появления навязчивых, неутихающих сомнений и тревог, обратиться к человеку, которому вы больше всего доверяете, «излить» ему свою душу, от этого станет легче, и вместе вы сможете быстрее найти выход из создавшегося положения.
Помните! Безвыходных ситуаций не бывает, и депрессия вполне преодолима!
1.Признаки сексуального насилия в отношении несовершеннолетних
Работники учреждений образования должны обращать внимание на следующие особенности во внешности и поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему.
1.1.Физические признаки
Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; кроме этого, отказ от еды (анорексия), переедание (булимия).
Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:
· ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить;
· порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
· синяки и / или кровотечение в области половых органов или анального отверстия;
· жалобы на боль и зуд в области гениталий;
· повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер;
· инородные тела во влагалище, анальном отверстии или мочеиспускательном канале;
· повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей;
· недержание мочи;
· болезни, передающиеся половым путем;
· беременность.
Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют «медицинских» следов.
1.2. Изменения в выражении сексуальности ребенка
· странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;
· чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;
· сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
· соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;
· необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; мастурбация, трение о тело взрослого и др.).
1.3. Изменения в эмоциональном состоянии и общении
· трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
· внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
· частая задумчивость, отстраненность;
· постоянная депрессивность, грустное настроение;
· нежелание принимать участие в подвижных играх;
· непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
· чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
· терроризирование младших детей и сверстников;
· чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;
· возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;
· отчуждение от братьев и сестер;
· жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
· амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);
· рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»;
· утрата туалетных навыков (чаще всего это касается малышей), у подростков – равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой, либо, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»).
1.4. Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки
· прогулы занятий в учреждении образования;
· внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;
· неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);
· принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
· неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
· отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).
1.5. Изменения самосознания ребенка
· снижение самооценки;
· отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;
· саморазрушающее поведение – употребление алкоголя, наркотиков, проституция, побеги из дома, пропуски учебных занятий, чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;
· мысли, разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки.
1.6. Появление невротических и психосоматических симптомов
· беспокойность при нахождении рядом с определенным человеком;
· боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами;
· сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;
· боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от учебных занятий физической культурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра);
· головная боль, боли в области желудка и сердца;
· навязчивые страхи;
· расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).
Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии
· Отнеситесь к тому, о чем рассказал Вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает о произошедшем очень эмоционально, с подробностями. Эмоции всегда соответствуют пережитому состоянию.
· Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить Вас от болезненных переживаний.
· Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).
· Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться.
· Постарайтесь максимально узнать у него точные факты произошедшего. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.
· Незамедлительно и тщательно проверьте достоверность предположений.
· Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.
· Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.
· Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться Вам эмоционально. Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить Вам может оказаться нелегко.
· Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.
· Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что Вы верите тому, о чем он рассказал.
· Будьте честны. Объясните ребенку, что Вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с Вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, педагогу социальному или сотруднику органов внутренних дел) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов и помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
· Обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).
· Настаивайте на прохождении медицинского осмотра как можно скорее, даже, если нет видимых повреждений.
· Ребенка с умеренными и тяжелыми повреждениями, неврологическими и сердечно-сосудистыми нарушениями, а также с тяжелой психической травмой необходимо госпитализировать в обязательном сопровождении педагога.
· Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него, ведь он может оказаться и членом семьи/ родителем/опекуном. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
· После окончания разговора сделайте подробную запись.
Помните: интересы ребенка выше всего остального!
Чего не стоит делать
· не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Мама не будет сердиться», «Все будет хорошо». Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит);
· не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия насилия таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к специалисту, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.
Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним насилии, в значительной степени внушены насильником:
· страх, поскольку ребенок верит всему, что обещает сделать насильник (прогонит их с мамой из дома, убьет любимую собаку, расскажет всем о каком-либо поступке и т.д.);
· низкая самооценка (если со мной это происходит, а с другими детьми – нет, значит, я это заслужил);
· чувство вины (я недостаточно сопротивлялся);
· отчаяние (никто мне не поверит и не сможет помочь, будет только хуже);
· стыд (если я расскажу, все отвернутся от меня);
· отрицание (на самом деле мне не причинили большого вреда);
· любовь (я люблю этого человека и приношу себя в жертву).